Уважаемые участники образовательных отношений!
Начался новый учебный год, детям предстоит пройти немало оценочных процедур, как внутренних, так и внешних. К внутренним оценочным процедурам дети привыкли, формы их проведения не вызывают вопросов.
Больше вопросов вызывают внешние оценочные процедуры, проводимые органами надзора и контроля: ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. 26-27 июня 2019 года состоялась летняя конференция по оценке качества образования, на которой были рассмотрены результаты оценочных процедур, проведенных в 2019 году (https://fioco.ru/fioko-news/2019-Summer-Conference)
Особенно много вопросов у родителей по ВПР. «Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся.
Указанные цели достигаются за счет проведения ВПР в единое время по единым комплектам заданий, а также за счет использования единых для всей страны критериев оценивания.
В отличие от других оценочных процедур (ЕГЭ, ГИА и пр.), проверку ВПР осуществляет сама школа: дети написали, учителя собрали, сели и внутри своего коллектива обсудили все ошибки, успехи, пробелы. Это важная часть системной работы учителей, и стандартизированные работы – колоссальный материал для них.
Затем результаты в виде баллов "поднимаются" на все уровни ‒ муниципальный, региональный, федеральный. Результаты анализируются. Никаких организационных выводов из разряда "плохая школа" или "хорошая школа" никто не делает и делать не собирается.
Фиксируются глобальные тенденции. Они связаны не с предметным обучением, а в большей степени с общими особенностями для разных предметов.
Например, сейчас нам видна тенденция, что после 4 класса результаты школьников резко падают. Безусловно, на это влияют особенности переходного возраста пятиклассников, шестиклассников и семиклассников. Но задача педагогики как раз состоит в том, чтобы купировать проблемы, централизованно помочь школе с ними справиться». https://fioco.ru/ru/osoko/vpr/
Директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко отвечает на вопросы корреспондента РИА Новости по оцениванию ВПР в баллах:
«‒ Последнее время многие эксперты выступают за безотметочное обучение, поскольку полагают, что любая отметка ‒ стресс для ребенка. На Ваш взгляд, проведение контрольных работ не расшатывает психику российских школьников?
‒ Я совершенно не согласен с такими экспертами. Отметка – это мотивация. Первый год, когда мы ввели ВПР, Рособрнадзор рекомендовал не ставить отметки по результатам работ. Вы себе не представляете, сколько возмущенных писем от школ мы получили! Дети написали работу, они хотят знать, что за нее получили. Оценка должна быть. Человек, который готовится к будущей взрослой жизни, должен хоть иногда выходить из зоны комфорта и погружать себя в состояние стресса. Надо учиться и творить, и заниматься рутинным трудом, проходить испытания ‒ все это неотъемлемая часть обучения».
Контрольно-измерительные материалы для этих процедур (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) разрабатываются на федеральном уровне. Процедура выполнения работ предполагает присутствие в аудиториях организаторов и общественных наблюдателей, наличие видеонаблюдения.
Время, отводимое на выполнение работы, разнится, продолжительность составляет от 60 минут до 3ч55 минут. За это время обучающиеся должны выполнить ряд заданий, внести ответы в бланки ответов.
По результатам исследований, проводимых ФГБУ ФИОКО, наибольшее затруднение вызывают задания, связанные с пониманием текста, анализом графиков и таблиц. Результаты исследований ложатся в основу программ по улучшению качества образования и повышению объективности результатов оценочных процедур.
В МАОУ «Школа-интернат № 53» принято решение о проведении мероприятий, направленных на ознакомление родителей (законных представителей) с внешними оценочными процедурами. Во второй-третьей четвертях 2019-2020 учебного года пройдут мероприятия для родителей: «Родители пишут ВПР» и «Родители пишут ЕГЭ», направленные на формирование позитивного отношения к вопросам объективной оценки результатов обучения.