С 26 декабря 2015 г. по 28 января 2016 г. Центр дистанционной поддержки учителей проводил всероссийский конкурс сочинений для учащихся 1 - 11 классов "Золотое перо". Ученики нашей школы участвовали в этом конкурсе (руководитель Валерия Олеговна Возмилкина - учитель русского языка и литературы).
Ученик 5 класса Иннокентий Чесноков представил свой рассказ "Взрослый мужчина с кошкой на плече", который посвятил 80-летию книги Б.С. Житкова "Рассказы о животных".
«Взрослый мужчина с кошкой на плече»
(к 80-летию книги Б.С. Житкова «Рассказы о животных»)
Я люблю читать, читаю много, с упоением. Но могу по пальцам пересчитать книги, к которым хочется обращаться снова и снова. «Рассказы о животных» Б.С. Житкова – именно такая книга. В 2015 году ей исполняется 80 лет. Удивительно, эта книга старше меня в 7 раз, а сам автор, Борис Степанович Житков, годится мне в прапрадедушки. Но читая его рассказы, я не могу не удивляться тому, как они современны!
Мне хочется поделиться с вами размышлениями о художественном мире, его героях в рассказе «Собаки скандалят» из цикла «Рассказы о животных». С первых строк меня привлекает то, что повествование ведется от первого лица. Герой-рассказчик открыто и смело повествует о своей жизни, первом опыте дрессировки и «одомашнивании» дикого зверя – волчонка: «Я купил ему ошейник, цепочку и пошел вечером по улице».
В рассказе автор рисует целую галерею животных «типов», которые воспринимают волчонка как угрозу. Все как у нас, у людей. Как часто мы с непониманием и даже с агрессией относимся к новому, непривычному или непохожему на нас! Так и в рассказе на волчонка ополчаются все дворовые собаки. Сначала одна «вдруг насторожилась, зафыркала и стала красться за волчонком, нюхать след», а потом «собаки стали выскакивать из ворот, встревоженные, ощетинились и со злым испугом издали надвигались на волка».
В этом небольшом эпизоде раскрывается художественный замысел писателя – показать человеческие типажи и законы социума через описание законов животного мира. Мне кажется, в своем рассказе писатель готовит нас, детей, к взрослой жизни в обществе, где не все будут тебе рады.
Когда я познакомился с биографией Б.С. Житкова, то понял, каким человеком он был. Обладая энциклопедическими знаниями, Б.С. Житков в своих детских книгах делится ими с нами, детьми. Он делает это просто, занимательно и, безусловно, профессионально.
Будучи талантливым писателем, Б.С. Житков в душе оставался ребенком, поэтому мне и моим сверстникам так интересны и близки сюжеты и герои его рассказов. Свою работу я назвал «Взрослый мужчина с кошкой на плече» - цитатой из рассказа «Собаки скандалят» – не случайно. Мне кажется, что она характеризует писателя: взрослый, немного эксцентричный человек с душой ребенка.
Но самое главное – то, что делает книгу ««Рассказы о животных» остро современной – это гуманизм писателя. К нему автор ведет нас, своих маленьких читателей, постепенно. Сначала мы учимся любить животных, принимать их характер, повадки; терпеливо ухаживать за ними. А потом точно также мы выстраиваем отношения со сверстниками и старшим поколением, ведь гуманизм значит «просто любить людей», как сказал поэт О.В. Лармин.
Ученица 7 "А" класса Анна Щипанова заняла третье место на этом конкурсе.
«О, самый призрачный и странный из всех российских городов!»: «заочная экскурсия» по Санкт-Петербургу с Сергеем Есениным
(к 120-летию со дня рождения поэта)
Петербург…Как много страниц в историю государства российского вписал этот город! В судьбе рязанского поэта Сергея Есенина он тоже занимает важнейшее место. Сюда, 19-летним пареньком, он приезжает в 1915 году. Первым местом, которое он посетил, был дом А. Блока. Сегодня там, на улице Декабристов, находится музей-квартира А. Блока. На доме располагались большие городские часы, которые с того момента как будто стали отсчитывать время, отпущенное молодому поэту. Мотивы смерти прослеживаются уже в его первом стихотворении, написанном в Петрограде (именно так тогда назывался Санкт-Петербург): «Запах ладана от рощи ели льют, звонки ветры панихидную поют».
Первый сборник стихов Сергея Есенина «Радуница» (название происходит от православного праздника, дня поминовения усопших после Пасхи) выходит в свет в издательстве М.В. Аверьянова, которое располагалось в доме 38 на Фонтанке. Несколько лет спустя Есенин поселился в доме на Литейном проспекте, 33. Тогда были созданы такие его произведения, как «Преображение», «Инония», «Небесный барабанщик», «Города и годы». Сегодня на этом здании располагается мемориальная доска в память о великом русском поэте.
Прошло не так много времени после приезда Сергея Есенина в Санкт-Петербург, как его имя приобрело широкую известность. Его первое публичное выступление проходило в здании городской Думы на Невском проспекте, 33. Необычное архитектурное сооружение было излюбленным местом встречи для творческой интеллигенции. Там и состоялось «боевое крещение» поэта Сергея Есенина. Свои произведения он читал также и в особняке Кушелева-Безбородко на Гагаринской улице, дом 1.
Санкт-Петербург стал для Сергея Есенина местом, в котором он встретил своих единомышленников, «друзей по перу»: А. Блока, Н. Клюева, В. Маяковского, М. Горького и других. Однако радость встреч и творческий подъем прервался неожиданно. В 1925 году Петроград поразила страшная новость: умер поэт Сергей Есенин. Ему было всего 30 лет. Трагедия произошла в одной из гостиниц города – ««Англетер», располагавшейся на Малой Морской улице, в доме 24. Сегодня гостиница восстановлена с сохранением архитектуры прошлых лет и открыта для посетителей.
Санкт-Петербург сделал Сергея Есенина знаменитым, подарил «призрачную» надежду на счастье, которое оказалось, к сожалению, таким скоротечным. Однако«петербургская» линия не получила большогоразвития в его творчестве, как, скажем, в произведениях А. Блока, А. Ахматовой, Н. Агнивцева (из стихотворения которого взята цитата для темы нашего сочинения) и др. «Странность» (или сложность) восприятия города поэтом была связана, как нам кажется, и с теми революционными потрясениями, которые он пережил.
Сергей Есенин застал революционное время, которое вызвало в нем противоречивые чувства. Восторженные настроения вскоре сменились тревогой и болью:
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.
(«Письмо к женщине»)
Санкт-Петербург стал отправной точкой для развития поэтического дарования Есенина и, в то же время, финальным аккордом его жизни.
Ушел поэт…
Не посребрилась голова.
Осталась вечная печаль
Во славном городе Петра.